KazakhRussianEnglish (UK)

Политика инклюзивного образования

Назарбаев Интеллектуальная школа города Астаны

 

 

ПОЛИТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

«Имеет значение не само различие, а то,

как мы меняем все, исходя из этого различия».

(Миноу, 1990)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Все учащиеся имеют различные потребности в обучении, и им должны быть предоставлены соответствующие условия, чтобы они могли продемонстрировать свои способности в процессе обучения. В связи с этим  для достижения общих целей учащимся и учителям необходим целый ряд стратегий и тактик при выборе подходящего времени и подхода. Данная политика связана с методами образования, отвечающими специальным образовательным требованиям учащихся и стремящимися предоставить им значимый и равноправный доступ к учебному  плану. Инклюзивное образование положительно учитывает  потребности учащихся, по тем или иным причинам оказавшихся за социальным барьером и являющихся  объектами маргинализации (МБ, 2009; 2010; 2013). Внедрение политики улучшит академические и социальные навыки учащихся со значительными затруднениями в обучении, повысит их  самооценку и создаст условия для более позитивных отношений учащихся с другими членами сообщества, окажет положительное влияние на профессиональное и личное развитие учителей.

 

ТЕРМИНЫ

 

Инклюзия – постоянный процесс, нацеленный на повышение доступности и участия в образовательном процессе всех учащихся, обеспечение доступа к образованию для детей с особыми потребностями, посредством определения и устранения барьеров (МБ, 2010).  

 

Дифференциация – процесс идентификации для каждого ученика наиболее эффективных стратегий для достижения общих целей. Дифференцирование требует глубокого понимания особенностей индивидуальной или групповой работы учащихся, не ограниченного лишь пониманием их способностей, а основанного на их индивидуальных потребностях. (МБ, 2010).

 

Потребность в поддержке обучения – необходимая поддержка или доступ, позволяющий  некоторым кандидатам, готовым выполнить весь учебный план и требования к оцениванию,  достигнуть своего полного потенциала в обучении и оценивании. Она включает технические и другие средства, а также медицинские, социальные и другие услуги, обязательные для развития образовательных программ для детей с затруднениями в учебе (МБ, 2009; 2014).

 

Психологическая и педагогическая поддержка – целостная, систематическая, организованная деятельность специалистов для создания социально-психологических и педагогических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка согласно его  способностям и потребностям (МОН РК, 2011).

Ребенок с ограниченными возможностями – лицо моложе восемнадцати лет с нарушениями функций организма, вызванных болезнями, травмами, их последствиями, дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты (Парламент, 2002).

 

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (Парламент, 2005).

 

Ограниченные физические возможности – постоянное нарушение в развитии и функционировании жизненно важных органов, что влечет за собой длительную социальную, медицинскую  и образовательную поддержку (Парламент, 2002).

 

Ограниченные умственные способности – временное или постоянное отсутствие развития или функционирования человеческой психики, включая влияние сенсорных нарушений; нарушения речи; эмоциональные и волевые нарушения; последствия мозговой травмы; умственные нарушения, включая задержку умственного развития, что влечет за собой определенные затруднения, связанные с учебой (Парламент, 2002).

 

Специальная коррекционная организация – организация для детей с ограниченными возможностями, связанными:

- с нарушением слуха (глухота, дефекты слуха);

- с нарушением зрения (слепота, слабовидение);

- со скелетно-мышечными и физическими проблемами;

- с речевыми трудностями;

- с проблемами психического здоровья;

- с социальными, эмоциональными и поведенческими трудностями;

- со сложными нарушениями, включая слепоглухоту (Парламент, 2002).

 

Психологический осмотр – определение особенностей психического состояния и потенциальных возможностей психического развития детей с ограниченными возможностями (Парламент, 2002).

 

Социальное обследование – определение степени социального недостатка, который может быть результатом ограничения физической независимости, подвижности, способности участвовать в обычных действиях, экономической независимости и способности интегрироваться в общество согласно возрастным нормам для детей школьного возраста (Парламент, 2002).

 

Медицинское обследование – определение вида, серьезности нарушения (отсутствия) функции (функций) определенного органа или всего организма, вызывающее ограничение жизнедеятельности детей (Парламент, 2002). 

 

Педагогическое обследование – определение особенностей развития интеллекта детей, их потенциала к играм, к получению образования, к коммуникации согласно возрастным нормам для детей школьного возраста (Парламент, 2002).

 

Профессиональная диагностика – определение потенциальных возможностей детей к усвоению и выполнению навыков трудовой деятельности или профессии, принимая во внимание имеющиеся умственные и (или) физические недостатки (Парламент, 2002).

 

Неблагоприятные обстоятельства - обстоятельства вне контроля кандидата, которые могут причинить вред его или ее деятельности, включая тяжелый стресс, крайне трудные семейные обстоятельства, тяжелую утрату, нарушения во время исследований или события, которые могут угрожать здоровью или безопасности кандидатов. Это может затронуть группу кандидатов либо всех кандидатов в школе. Неблагоприятные обстоятельства не включают проблемы, возникшие по вине школы, и неудачи кандидата в повышении результативности при разрешении инклюзивного порядка оценивания (МБ, 2011).

 

Наблюдатель – человек или люди, ответственные за наблюдение за экзаменом. Наблюдатель экзамена МБ может быть или не быть координатором. Человек, наблюдающий за кандидатом во время экзамена, не должен быть родственником кандидата или любого другого человека, с которым может быть очевидный или предполагаемый конфликт интересов (МБ, 2009).

 

Неполное оценивание – ситуация, когда DP кандидат не представил один или несколько компонентов предметных требований оценивания или Свидетельства MYP, или кандидат курса MYP не прошел(а) одно и более оценивание, на которые он(а) был(а) зарегистрирован(а) (МБ, 2011).

 

Компонент оценивания – разделение каждого DP предмета на компоненты оценивания, например, работа 1, работа 2 и внутреннее оценивание (МБ, 2009).

 

Исключительные обстоятельства – обстоятельства, которые обычно выходят за пределы опыта других кандидатов с требованиями доступа к оцениванию. МБ сохраняет за собой право определить, какие обстоятельства считаются “исключительными”, и следовательно обосновать особый порядок инклюзивного оценивания (МБ, 2009).

 

Порядок инклюзивного оценивания – измененные или дополнительные условия во время процесса оценивания кандидата с требованиями доступа к оцениванию, позволяющими ему или ей продемонстрировать его или ее уровень достижения справедливо, без намерения компенсировать любую недостающую способность (МБ, 2009).

 

Кандидат с требованиями доступа к оцениванию – это кандидат, которому требуется особый порядок доступа к условиям оценивания, чтобы продемонстрировать его или ее уровень достижения (МБ, 2009).

Одаренность – качество психической системы, которое развивается в течение жизни и определяет возможность достижения человеком высоких (необычных, неординарных) результатов в одной или более деятельности по сравнению с другими людьми (Рапацевич, 2001, с. 572).

 

Одаренный ребенок – ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися успехами (или имеет внутренние предпосылки для подобных успехов) в той или другой деятельности (Рапацевич, 2001, с. 572).

 

Талант – высокий уровень навыков человека в определенной деятельности, его или ее одаренность, которые становятся чертой его характера  (Рапацевич, 2001, с. 572).

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

 

Цель

Поддерживать всех учащихся, поступивших в школу согласно политике приема, в их развитии и стилях обучения для устранения пробелов и предотвращения нарушений в их развитии.

 

Задачи

1) обеспечить систему, которая оказывает всестороннюю поддержку и непрерывную обратную связь всем учащимся с различными затруднениями в учебе, чтобы позволить им полностью реализовать свои способности;

2) разработать стратегию развития процесса обучения студентов с академическими трудностями в течение года;

3) предоставить семьям консультативную и образовательную помощь и другую поддержку;

4) улучшить научную и методологическую поддержку для диагностики, обучения и развития детей с различными потребностями обучения;

5) улучшить организационные психолого-педагогические условия для обучения  и предоставления образования детям с различными потребностями обучения.

 

ПРИНЦИПЫ

 

1) равные права и доступ детей к образованию и поддержке;

2) легальность, гуманность, человечность, уважение прав человека и запрет  дискриминации по нетрудоспособности, расовой, этнической, возрастной и   половой  принадлежности;

3) непрерывная дифференцированная поддержка развития ребенка в образовательном процессе через индивидуальный, комплексный, междисциплинарный подходы к потребностям ребенка;

4) разнообразие и свобода выбора путей, методов и форм внедрения стратегических образовательных идей;

5) взаимодействие с семьями и социальными организациями в процессе обучения и воспитания детей для обеспечения единого образовательного пространства;

6) непрерывное обновление целей, содержания, подходов и методов обучения детей с различными образовательными потребностями (МБ, 2009; 2010; 2011; 2013; 2014; Парламент, 2002; Парламент, 2005; МОН РК, 2011; ООАЛ, 2010).

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НУЖД

 

Физические и умственные способы восприятия и понимания информации могут меняться от учащегося к учащемуся, отсюда возникает необходимость в определении различных требований в обучении. У учащихся могут быть различные существенные трудности, которые не всегда отражают их познавательные способности. Учащиеся могут быть одаренными во всем, одаренными в определенных областях или быть одаренными в некоторых областях, но в то же время все еще испытывать затруднения в учебе в других областях (МБ, 2013). 

Для  определения образовательных потребностей детей применяются различные диагностические инструменты с использованием результатов последних исследований в области обучения. Педагоги, используя свой опыт работы с детьми,  также диагностируют их различные образовательные потребности. (ООАЛ, 2010).

Учащимся с ограниченными возможностями разрешают учиться в НИША согласно специально разработанному отдельному учебному плану на основе решения психолого-медико-педагогического совета.  (Парламент, 2002).   

ПРИМЕЧАНИЕ: Согласно Казахстанскому законодательству группа инвалидности устанавливается с шестнадцатилетнего возраста территориальными подразделениями уполномоченного органа в области социальной защиты посредством медицинской и социальной экспертизы (Парламент, 2005).

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДДЕРЖКИ ШКОЛЬНОМУ СООБЩЕСТВУ

 

     А) УЧЕНИКИ

 

  •  углубленная и всесторонняя диагностика детей с целью выбора типа и формы воспитания и образования для выявления особенностей их интеллектуального развития и определения  образовательных нужд;
  •  психолого-педагогическая поддержка в ходе коррекции пробелов в обучении;
  •  помощь ребенку в решении актуальные задачи развития, изучения, самоопределения и самопознания, а также оказывать помощь в процессе социализации среди ровесников и взрослых;
  • развитие и определение содержания отдельных коррекционно-развивающих уроков, основанных не только на его/ее возрасте, но и на уровне интеллектуального развития, индивидуальных различий и преимуществ ребенка;
  • создание учебных групп для обучения и развития всех детей в соответствии с их различными интересами и способностями;
  • обеспечение участия всех детей в образовательных, спортивных, культурных мероприятиях, организовать  поощрение детей: победителей, авторов научных открытий  и т.д.;
  •  организация и проведение различных предметных Олимпиад, соревнований, конференций и других конкурсных мероприятий для детей в соответствии с их различными образовательными нуждами;
  • профессионально-ориентационная работа и трудовое воспитание ученика с учетом его профессиональной диагностики,  интересов, способностей и возможностей;
  • предоставление психологической, образовательной и технической поддержки для  обучения и развития учеников с ограниченными возможностями, основанной на рекомендациях психологического,  медицинского и педагогического консилиума;
  • проведение психологической коррекционной работы с детьми для исправления выявленных отклонений:

- для детей, у которых есть эмоциональные расстройства, проведение занятий по социальному и эмоциональному развитию;

- для детей, испытывающих трудности в коммуникации, проведение занятий по формированию коммуникативных навыков;

- для детей, испытывающих проблемы поведения, проведение занятий, нормализующих поведенческие реакции  (Парламент, 2002; МОН РК, 2011; ООАЛ, 2010).

 

            Б) УЧИТЕЛЯ И КУРАТОРЫ

 

  • проведение консультаций по работе с детьми с различными образовательными потребностями;
  • организация психологической поддержки образовательных и  воспитательных программ; 
  • создание группы учителей одного уровня, которые занимались бы организацией и  развитием учебного процесса и, при необходимости, готовили бы специальные материалы (МОН РК, 2011; ООАЛ, 2010).

 

В) РОДИТЕЛИ

 

  • проведение тренингов об особенностях, целях и процессе обучения и оценивания программ МБ;
  • помощь семьям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации их детей, правильном взаимодействии с ребенком, объяснение приемов и методов обучения и воспитания детей в кругу семьи;
  • просвещение родителей по части выявления одаренных детей, способах их поддержки и развития;
  • организация консультационного и психологического содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями и затруднениями в учебе;
  • проведение работы в различных формах с родителями по развитию  психолого-педагогической компетентности и культуры, формированию соответствующего родительского отношения к ребенку и активной позиции к его воспитанию в семье:

- индивидуальные интервью и консультации;

- родительские лекции;  

- дни открытых дверей;

- семинары и другие мероприятия (Парламент, 2002; МОН РК, 2011; ООАЛ, 2010).

 

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

 

НИША предусматривает личностный подход к каждому студенту и при необходимости обеспечивает их отдельным учебным планом. Предлагаемые возможности варьируются с точки зрения реализации талантов учащихся. Роль внешкольных мероприятий в развитии дополнительных образовательных потребностей велика. Происходит непрерывная оценка, апробация и внедрение нового содержания образования, нацеленного на различные возрастные группы с учётом их одарённости.

Инклюзия посредством дифференциации

Инклюзивное образование, предлагающее качественное обучение с правом выбора, объединяет точки зрения всех заинтересованных сторон. Здоровая и защищающая инклюзивная среда учитывает  гендерные особенности всех учащихся. Инклюзия  осуществляется на практике посредством дифференциации. Дифференцирование не только компенсирует процесс обучения отстающих, но и обеспечивает совместное планирование юнита так, чтобы учителя для достижения общих целей могли представить учащимся множество образовательных подходов. Это включает целый ряд действий и ресурсов, соответствующих целям и методам ученика и относящихся к их навыкам и знаниям. Учебные планы  нацелены на создание инклюзивной среды обучения и формирование жизненных навыков, принимающих во внимание соответствующие возможности и потребности детей. Школа обеспечивает покровительственный и мягкий способ обучения, избегая  требований, превышающих возможности детей с трудностями в обучении,  не принимающих в расчет специальные образовательные потребности, не рассматривающих жизненных перспектив детей и их практические потребности. В целях формирования дальнейших знаний и нового обучения используются предварительные знания учеников для дифференциации задач и действий. Информация записана в профиле обучения для использования в будущем, чтобы обеспечить планирование дифференцирования и улучшения практики учителя (МОН РК, 2011).

Инклюзивная среда

Дифференциация потребностей и стилей обучения учеников включена в совместное планирование и рефлексию. Создается культура “невмешательства”, свободная от внешних раздражителей среда с уважительным отношением к рабочему пространству каждого ученика. Спокойный и положительный климат класса поддерживается через соответствующие требования к учащимся, ожидания к которым высоки, но выполнимы. Об учащихся заботятся, им доверяют, их понимают, оценивают, слушают и предоставляют возможности преуспеть, чтобы создать атмосферу доброжелательности и самоутверждения. Все ученики вовлечены в процесс принятия решений о стратегиях, поддерживающих их обучение и социализацию, а также имеют возможность развить качества профиля ученика. Приветствуются родители, желающие стать партнерами обучения, нацеленные на оптимизацию процесса обучения и предоставление ученикам помощи в преодолении трудностей и оптимизации образовательного процесса. (МБ, 2010; 2013).

Ученикам предоставляется постоянная, положительная, познавательная обратная связь в виде значимых и мотивирующих поощрений, похвал и ободрений. Регулярно и совершенно ясно надо объяснять учащимся, что от них ожидают, давать ясные инструкции, используя простой доступный язык. Студентам дают возможность проявить осознанную ответственность. Каждый навык преподается по-разному и во всех возможных контекстах. Студентам предоставляют возможность применять навыки из других областей жизни, например, из области чувств,  личные вопросы, социальная и санитарно-просветительская работа (PSHE), музыка, искусство и драма. Создаются внешкольные мероприятия для поддержки дополнительных образовательных потребностей и интересов студентов. Чтобы добиться максимального успеха и участия детей, учтены и включены в обучение по мере возможности интересы и контексты из реальной жизни. (МБ, 2010; 2013).

Дифференциация на практике

Учебные инструкции и процессы дифференцированы, чтобы удовлетворить потребности и стили обучения у студентов и преодолеть любые сложности в обучении. Учителя ставят реальные и достижимые задачи для повышения  мотивации учащихся,  проводят работу с родителями, чтобы они поддерживали учащихся и создавали дома соответствующую обстановку для обучения. При необходимости учащихся обеспечивают практическими материалами и упрощенными письменными текстами. Прививается любовь к чтению, при необходимости чтение делится на части и проверяется на понимание после каждой части, дается дополнительное время для чтения и понимания. Изучается спектр жанров для письма. Каждая задача также может быть поделена на маленькие секции, которые могут быть выполнены одна за другой (МБ, 2010; 2013).  

Учителя предоставляют различные задания и упражнения, ролевые игры, соответствующие интересам и уровням активности студентов, способствующие  взаимодействию учащихся друг с другом. Студентам разрешается выбрать занятие, которое отвечает их собственным интересам. Используется различный наглядный материал: презентации, карточки с картинками, графические органайзеры, магнитофоны, диктофоны, программное обеспечение с речевым управлением. Чтобы соответствовать уровню понимания студентов, адаптируется разговорный язык, и используются альтернативные способы объяснения понятий. Используются различные стратегии для обеспечения лучшего понимания: наглядные пособия, демонстрации,  инсценировки, ролевые игры, маленькие, структурированные группы взаимодействия, слово учителя, использование родного языка или языка лучшего владения, – способствующие развитию идей и исходных планов (МБ, 2010; 2013).

Учителя используют мультисенсорное обучение. Для  обеспечения требований учащихся с особыми потребностями организуется доступность печатного материала, его оптимальный размер, хороший контраст, наряду с осязательными материалами, такими как трехмерные материалы (карты и диаграммы), они обеспечиваются рельефным текстом, цветной бумагой, ручкой, фильтрами и схемами. При рассаживании за парты учитывается освещение помещения. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) обеспечивают обучение студента, предоставляя возможность дистанционного и онлайн обучения. При этом, в ходе рассмотрения  развития и практики более высоких навыков мышления, отдельных и совместных исследований проблем реальной жизни, объединяются подобные студенты со всего мира, участвующие в электронном обсуждений. Учителя ищут пути улучшения обучения учащихся с особыми потребностями, организуют посещение студентов дома или в больнице, разрабатывают план работы, рассматривая при этом медицинские, социальные и академические потребности (МБ, 2010; 2013).

Одаренные и талантливые студенты

Дифференцирование также нацелено на удовлетворение потребностей обучения одаренных и талантливых студентов. Процесс обучения расширяется и углубляется в таких областях, в которых студенты демонстрируют свою одаренность и талант. При этом им предоставляется возможность учиться на более высоком уровне в то же время обеспечивая поддержку в тех областях, в которых они менее успешны. Им предоставляется возможность изучения дополнительных интересующих областей через участие во внешкольных мероприятиях, в работах исследовательских групп, других дополнительных организациях и университетах (МБ, 2010; 2013).

Проблемы с передвижением

Студенты, имеющие  проблемы с передвижением, также поддерживаются со стороны НИША. Учителя сотрудничают со специалистами и терапевтами для обеспечения таких студентов удобным и подходящим сидячим положением. Учащиеся с особыми потребностями обеспечиваются безопасным и удобным  доступом  в школьное здание, сооружаются специальные пандусы. Им дают дополнительное время для  выполнения заданий или передвижения. Для более активного участия студентов и большего взаимодействия со всеми учащимися используются компьютеры, графические органайзеры, аудиокассеты, видеокассеты. Учителя сидят на уровне глаз, когда говорят со студентами в инвалидных креслах, и всегда поддерживают связь (электронная почта, учебные платформы), если студент вынужден заниматься дома или в больнице. Отдельная развивающая программа разрабатывается и выполняется для детей со значительными затруднениями в учебе (МБ, 2010; 2013). Дети со значительными затруднениями в обучении учатся и остаются с их ровесниками в течение целого дня, за исключением времени коррекционных работ. Такие дети принимают участие в образовательном процессе, в культурных, развлекательных, спортивных мероприятиях, других видах оздоровительной деятельности наряду с другими детьми, независимо от степени выраженности нарушений (МОН РК, 2011).

Выбор предметов

DP и MYP координаторы Международного Бакалавриата (МБ) должны учитывать, что некоторые предметы могут представлять сложности для определенных кандидатов (МБ, 2009). Следовательно, особое внимание уделяется выбору предметов данными кандидатами. Выбранные предметы должны позволить студентам укрепить  самооценку и  показать их  преимущества. Школы могут консультироваться с Оценочным центром IB перед подтверждением предметов кандидата (МБ, 2009).

 

 

ПРОЦЕСС ОЦЕНИВАНИЯ

 

Условия стандартного оценивания не дают возможности объективно   продемонстрировать уровни достижений кандидатам с особыми потребностями в обучении.  Следовательно, оценивание должно соответствовать требованиям студентов при обучении. Цели и результаты процесса оценивания должны быть ясны всем (МБ, 2009; 2010).

Порядок инклюзивного оценивания

Международным Бакалавриатом предусмотрены специальные условия для детей с особыми  потребностями в обучении. Школа создает такие условия. Некоторые из этих условий требуют предварительного согласия от  МБ перед внедрением в школе, а некоторые школа может предоставлять сама без предварительного согласования с МБ.  Условия процесса инклюзивного оценивания тщательно планируются и проверяются в целях максимального устранения недостатков, провоцирующих трудности в обучении учеников, но при этом не дающих  преимуществ кандидату. Решения о типе условий инклюзивного оценивания строго базируются на индивидуальных потребностях каждого учащегося, а не с административной точки зрения об удобстве. Все просьбы об авторизации порядка инклюзивного оценивания Организацией МБ должны быть подготовлены координаторами MYP и DP, которые следуют процедурам,  указанным в руководстве CAAR (МБ, 2009; 2011).

Согласно инструкциям МБ экзамен может проводиться и наблюдаться в отдельной комнате, если особенность порядка инклюзивного оценивания одних кандидатов может помешать другим. Весь порядок инклюзивного оценивания подготавливается школой (МБ, 2009).

Порядок инклюзивного оценивания для экзаменов ДП, требующий согласования с  МБ.

Порядок инклюзивного оценивания, указанный ниже, требует авторизации оценочного центра МБ и взят из Руководства DP для Кандидатов с требованиями к доступности оценивания (МБ, 2009):

1) Доступность модифицированных экзаменационных материалов (экзаменационные работы со шрифтом Брайля, экзаменационные работы с измененным шрифтом, печать на цветной бумаге, изменение визуального исполнения, изменение языка экзаменационных работ);

2) Доступность дополнительного времени (10%, 25%, 50%);

3) Доступность к средствам письма (компьютеры, текстовый редактор, текстовой редактор с программой проверки правописания, программное обеспечение с распознаванием речи, переписчики, транскрипция);

4) Доступное чтение (устройство для считывания, ПО для чтения);

5) Доступность речи и коммуникации (коммуникаторы, увеличительное коммуникационное устройство);

6)  Доступность калькуляторов, практической помощи и альтернативных мест проведения;

7) Доступность отсрочки и исключений (продление сроков сдачи, исключение от оценивания).

  Необходимо просмотреть Ответы МБ, если у кандидата есть сложности с требованиями по Творчеству, Действию, Служению обществу (CAS) или Служению и действию. Для того, чтобы получить диплом Дипломной программы, кандидат должен участвовать в трех экзаменационных сессиях. Организация МБ может разрешить дополнительную сессию кандидату с особыми потребностями  в  обучении (МБ, 2009).

В случае, когда неблагоприятные обстоятельства затрагивают кандидата или группу кандидатов до выставления отметок по Персональному проекту MYP и по любому запрашиваемому е-Портфолио, то представленный крайний срок может быть продлен Организацией МБ по получении необходимой документации из школы.

Если Организация  МБ признает, что неблагоприятные обстоятельства повлияли на работу кандидата, то будет уделено особое внимание по запросу в том случае,  если это не дает ему преимущества по сравнению с другими кандидатами (МБ, 2014).

Порядок инклюзивного оценивания для экзаменов ДП, не требующий согласования с МБ.

Следующий условия, взятые из Руководства DP для Кандидатов с требованиями доступа к оцениванию, не требуют авторизации Оценочного центра МБ и создаются координатором (или директором школы) на любых экзаменах (МБ, 2009):

1. Проведение экзамена в отдельном кабинете при условии, если:

a)                преследуются интересы кандидата или других кандидатов в группе. Например, помещение с эхом может представлять сложности кандидату с нарушением слуха или аутизмом, или освещение может быть пересмотрено в связи с нарушениями зрения;

b)               особые условия кандидата или особенность порядка инклюзивного оценивания (например, переписчик или компьютер) могут отвлечь других кандидатов. Все инструкции, касающиеся экзаменов IB и постоянного надзора  наблюдателя,  должны  соблюдаться;

2. Чтобы удовлетворить потребности отдельных кандидатов, координатором может быть устроено соответствующее рассаживание (например, кандидат с трудностями зрения или слуха может быть посажен поближе);

3. В целях безопасности кандидата будет уместным назначение помощника, а при необходимости медсестры. Помощник не должен быть другим кандидатом или родственником кандидата;

4. Разрешается использование кандидатами вспомогательных средств на экзамене (например, цветной лист, печать Брайля, устройство звукового усиления, радиоустройство, слуховой аппарат, устройство для слабого зрения, увеличительное устройство, линзы светового фильтра), если они обычно их использует;

ПРИМЕЧАНИЕ: Если был обнаружен факт использования мобильного телефона кандидатом в помещении, где проводится экзамен, это является нарушением.

5. Кандидату с нарушением слуха инструкция дается коммуникатором по условиям проведения  экзамена и указаниям на экзаменационном листе, но при этом не затрагиваются  вопросы, которые  в экзаменационном листе;

6. Кандидату со сложностями в чтении или внимании наблюдатель или назначенный человек  разъясняет только тестовые указания и инструкции, но не содержание вопросов;

7. Кандидаты с нарушением зрения могут использовать устройства для увеличения, в том числе очки и лупы, чтобы увеличить и прочитать печатный материал;

8. Цветные экзаменационные материалы могут быть предложены кандидату с дальтонизмом (например, карта на экзамене по географии). Однако любая другая форма помощи может быть предоставлена только при условии  разрешения  Оценочного центра МБ.

9. Для сверхчувствительных к звуку кандидатов разрешается использование шумового глушителя, такого как наушники, затычки для ушей или предоставляются отдельные рабочие места с акустическими экранами. Если кандидат использует отдельное рабочее место, то во время экзамена МБ все инструкции должны соблюдаться и должно вестись постоянное наблюдение за студентом;

10. Во время экзамена в связи с медицинскими, физическими, психологическими и другими показаниями учащимся с особыми потребностями могут быть разрешены перерывы. Академическая честность экзамена обеспечивается наблюдением во время перерывов на отдых. Другие кандидаты не должны разговаривать или быть потревоженными. В целом,  рекомендуемое время для перерыва составляет 10 минут через каждый час, хотя время может быть продлено в зависимости от условий кандидата. Во время перерыва кандидату не позволяется читать, отвечать на экзаменационную работу или делать заметки любого вида. Кандидатам разрешается покинуть помещение во время всех перерывов или некоторых перерывов. Например, кандидат с диабетом должен проверить кровь на уровень сахара и принять лекарство. Требуется пересмотр расписания экзамена лично для  кандидата, если общее время,  включая перерывы и дополнительное время,  составляет более шести с половиной часов в один день.

11. Для  кандидатов с проблемами внимания, психологическими или неврологическими особенностями возможно использование помощника. С целью обеспечения внимания кандидата на экзамене, помощнику будет дозволено не в устной форме, а жестом слегка прикоснуться к руке, парте или столу кандидата.  Помощник не должен привлекать внимание кандидата к тексту экзаменационной работы. Другие кандидаты не должны быть потревожены. Координатор или следящий за студентами во время экзамена может действовать как помощник по организации экзамена, но он не подсказывает и не оказывает практической помощи кандидату. Все инструкции экзамена МБ должны быть соблюдены. Помощник должен все время контролировать поведение кандидата, чтобы определить, когда кандидат отвлекается от задания. Но в то же время кандидат не должен испытывать давление со стороны помощника.

12. Кандидату может быть дано дополнительное время для окончания работы во время двухлетней программы (например, расширенное эссе, эссе теории познания (TOK)). Однако, чтобы продлить крайний срок сдачи работы для оценивания, в случае необходимости, координатор должен связаться с Ответами МБ (МБ, 2009).

 

ПРОЦЕСС ОТБОРА В ШКОЛУ

 

При участии в конкурсе на получение бесплатного государственного образования через бюджетное финансирование государственных образовательных грантов в случае одинаковых показателей преимущественное право имеют инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды, которым согласно заключению медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования (Парламент, 2005).

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ШКОЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

 

Каждый сотрудник группы психолого-педагогического сопровождения должен соблюдать правила профессиональной этики, т.е. не распространять информацию о результатах медицинского, психологического, педагогического исследования и консультативной помощи или других типов деятельности, если это может нанести вред ребенку или его семье (МОН РК, 2011).

 

a)      АДМИНИСТРАЦИЯ

 

Обязанности:

Развивать психолого-педагогическую компетентность и культуру среди штата сотрудников.

Проводить совместную активную работу с семьей и со штатом сотрудников для обеспечения стабильности и общности ожиданий.

Повысить осведомленность среди студентов, сотрудников и родителей, ибо каждый может помочь в создании условий соответствия разнообразным образовательным потребностям.

Во избежание любых проблем в обучении детей с ограниченными возможностями и затруднениями в учебе организовать, оценить и пересмотреть необходимую среду и удобное расписание, а также время для терапии специалистов со студентами при необходимости. 

Нанимать специалистов по мере надобности (Логопед, дефектолог и т.д.).

Контролировать сохранение правильного баланса между необходимыми нагрузками  и перерывом.

Организовать установку  поддерживающей сети поблизости или в здании школы.

Индивидуально знакомиться и встречаться с каждым отдельным кандидатом и предоставлять ему подходящие условия для обучения и оценивания.

Заранее знакомить кандидатов с условиями инклюзивного оценивания, чтобы они могли учиться, эффективно их использовать во время работы в классе вместе с сотрудником штата, осведомленного о порядке использования специального оборудования при необходимости.

Проводить мониторинг эффективности и результативности коррекционно-развивающих, обучающих и образовательных работ ребенка (психологическо-педагогический контроль).

Организовывать и проводить семинары, профессиональные курсы о дифференциации, проблемах подготовки и внедрения инклюзивного образования для всех членов школьного сообщества.

Создавать условия для участия учителей и кураторов школы совместно с международными и местными коллегами с целью обмена опытом в научно-практических конференциях по проблемам дифференцирования, одаренности, развития талантов, а также инклюзивного образования.

Организовывать и проводить семинары, встречи и конференции внутри школы для обобщения опыта.

Координировать действия всех членов школьного сообщества, работающих с детьми с особыми потребностями.

Разработать и заняться реализацией программы обеспечения безопасности учащихся и школьного сообщества в целом.

Создать адаптивную и исправительно-развивающую среду для детей с особыми потребностями для обеспечения полной персональной самореализации и полного усвоения учебных планов и инклюзивной программы средней школы.

Организовать соответствующие материально-технические условия для доступа и обучения детей с нарушениями в развитии (специальное оборудование, инструменты, аппаратное обеспечение, современные             визуальные обучающие материалы и доступность информации с точки зрения возможностей учеников). 

Обеспечить соответствующим оборудованием кабинеты специалистов, оказывающих психологическую и образовательную поддержку детям, развивающих корректирующие средства,  учебные пособия (включая технические), специальная обучающая методическая и дидактическая литература, программы коррекционного развивающего специального образования, материалы, периодические издания и образовательная литература по дифференцированию и инклюзивному образованию.

Регулярно проводить встречи с командой инклюзивного образования и родителями детей с особыми потребностями, чтобы совместно обсуждать результаты работы и планировать новые действия (МБ, 2009, 2010, 2011, 2013, 2014; МОН РК, 2011; ООАЛ, 2010).

Права:

Организовывать сотрудничество с институтами культуры, науки и здравоохранения, чтобы создать всестороннюю и полноценную развивающую среду для всех детей.

Организовывать сотрудничество со специальными организациями, предоставляющими специальные социальные услуги (учреждения социальной защиты, организации, производящие протезно-ортопедические приспособления, и организации, производящие технические и дополнительные приспособления).

Организовывать сотрудничество с образовательными службами для детей с ограниченными возможностями (психологические, медицинские и педагогические консультации, комнаты психологических и коррекционных работ, реабилитационные центры, кабинеты логопедии и дефектологии, детские сады и другие специальные коррекционные учреждения).

Поддерживать связь с местными организациями одаренных и талантливых студентов, которые обеспечат материалами и информацией, подходящими к определенному случаю (МБ, 2013; Парламент, 2002; ООАЛ, 2010).

 

б) УЧИТЕЛЯ

 

Обязанности:

Находить и распределять ресурсы, поддерживающих детей со специальными образовательными нуждами.

Быть в курсе факторов, влияющих на обучение студентов, знать, как обращаться с потребностями студента наилучшим образом, как дифференцировать и подбирать подходы обучения к потребностям студента.

Должен знать технологии, которые могут облегчить или снять барьеры в обучении.

Чтобы улучшить качество обучения, развивать среду класса и школы, которая приветствует, оценивает и развивает культурные перспективы всех учащихся.

Поддерживать связь и сотрудничество  с родителями для установления понимания того, как лучше всего достигнуть общих целей и развить способности их детей в соответствии с их возможностями.

Изучать студентов, включая их психологическую и неврологическую деятельность, их затруднения в учебе и использовать эти знания для создания эффективной стратегии обучения.

Быть терпеливым и понимающим, если обучение окажется трудным.

Знать и понимать все индивидуальные преимущества и недостатки своих студентов.

Исследуя особенности, интересы и способности детей с особыми потребностями, планировать, организовывать и проводить образовательные работы, чтобы обеспечить их всестороннее развитие.

Внедрять образовательные работы в тесном контакте с другими профессионалами, вовлеченными в психологическую и образовательную поддержку.

Учитывая сложность, креативность, уровни исследования расширенной или облегченной работы, приспосабливать программы и тематические планы к работе с детьми с особыми потребностями,

Адаптировать или развивать учебные планы, внедрять отдельные программы обучения, соответствующие способностям и потребностям ребенка.

Организовывать индивидуальную работу с детьми.

Готовить всех студентов к различным соревнованиям, контрольным опросам, конференциям на различных уровнях.

Предоставлять отчет о практике дифференциации в юнит-планах. (МБ, 2010, 2013; МОН РК, 2011; ООАЛ, 2010).

Физический руководитель  организует  физическое образование детей с учетом их специальных затруднений в обучении, физической подготовки, отдельных особенностей и состоянии здоровья, приучает детей к здоровому образу жизни, проводит  восстановительные работы, чтобы нормализовать дыхание, усилить моторные навыки, развить зрительно-моторную координацию и т.д.  (МОН РК, 2011).

Права:

Изучать природу детских талантов и инклюзивного образования, без вреда детям, следуя правилам конфиденциальности.

Участвовать в научных и практических конференциях по разным уровням развития одаренности, таланта, чтобы познакомиться с опытом иностранных и местных коллег (ООАЛ, 2010).

 

в) КУРАТОРЫ

 

Обязанности:

Сообщать учащимся, где они могут получить помощь и поддержку (МБ, 2013).

Поддерживать оптимальный режим обучения учащихся в школе, обучать управлению свободным временем дома.

Информировать родителей о применении принципов инклюзивного образования в работе с детьми.

Организовывать работу с родителями в целях реализации широкого потенциала семьи в образовании детей с ограниченными возможностями.

Участвовать в развитии и внедрении индивидуальных коррекционно-развивающих программ, которые соответствуют способностям и потребностям детей и развиваются всеми членами психолого-педагогической коллегии или внешней группы поддержки.

Участвовать в планировании уроков с целью вовлечения студентов согласно их потребностям и способностям (МОН РК, 2011; ООАЛ, 2010).

 

Права:

Получать помощь от психологов по инклюзивному образованию.

Участвовать в научных и практических конференциях по разным уровням развития одаренности и таланта, чтобы познакомиться с опытом иностранных и местных коллег.  (МОН РК, 2011; ООАЛ, 2010).

 

г) ПСИХОЛОГИ

 

Обязанности:

Поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе образовательной организации.

Выбирать и внедрять диагностические тесты разнообразных потребностей учащихся для выявления типов одаренности, требований образовательной поддержки и возможностей для детей.

Определять, отслеживать и сообщать об эффективности психолого-педагогической поддержки,  знакомить с соответствующими предложениями администрацию и определенных сотрудников.

Проводить консультации и психолого-коррекционные работы (в группах и индивидуально) для решения индивидуальных требований и отклонений в обучении.

Встречаться со специалистами и информировать других сотрудников о соглашениях и рекомендациях врачей.

Проводить консультативную и образовательную работу с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации) о поддержке детей с особыми потребностями в обучении.

Проводить консультативную и образовательную работу с учителями (рекомендации, обучение) по работе с учащимися  с особыми потребностями в обучении.

Устанавливать и обслуживать базу данных о детях с различными потребностями в обучении.

Участвовать в составлении программ с точки зрения их психологического соответствия преимуществам и потребностям ребенка (МОН РК, 2011; ООАЛ, 2010).

Работать с родителями и специалистами для создания планов по изменению поведения учащихся, оставляя за ними  право выбора нужной стратегии во избежание  плохого поведения (МБ, 2013).

 

Права:

Изучать природу детских талантов и особенности инклюзивного образования, без какого-либо вреда детям, соблюдая правила конфиденциальности.

Участвовать в научных и практических конференциях по разным уровням развития одаренности и таланта, чтобы познакомиться с опытом иностранных и местных коллег (ООАЛ, 2010).

 

д) МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ

 

Обязанности:

Участие в медико-педагогической и  коррекционной работе  с учащимися  с особыми потребностями в обучении.

Предоставление медицинских услуг и проведение коррекционной работы с учащимися  со специальными потребностями в обучении. 

Участие в формировании базы данных об учащихся с различными ограниченными возможностями в обучении.  (МОН РК, 2011; ООАЛ, 2010).

 

Права:

Получать доступ к информации о детях у наставников, учителей и психологов.

 

е) РОДИТЕЛИ И ДРУГИЕ ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

 

Обязанности:

Участвовать в развитии и внедрении индивидуальных  образовательных и реабилитирующих программ.

Посещать академические и коррекционные занятия при заблаговременном заявлении.

Поддерживать связь с сотрудниками учебного заведения относительно специальных образовательных потребностей учащихся.

Предоставлять детям поддержку, воспитание, образование, медицинское обследование и  лечение.

Заботиться, защищать права и интересы детей, а также участвовать во внедрении индивидуальных реабилитационных программ.

Активно участвовать в процессе обучения, следуя советам и рекомендациям инклюзивной образовательной команды.

Способствовать созданию соответствующего образовательного пространства для применения учебных навыков дома (Парламент, 2002; МОН РК, 2011).

Сообщать DP и MYP координаторам о временных специальных потребностях, возникших из-за  болезни или несчастного случая, подтверждая это профессиональной документацией и другой соответствующей  информацией.

При предоставлении студенту инклюзивного оценивания, его законный опекун не может жаловаться на влияние неблагоприятных обстоятельств, если результаты оценивания не на уровне желаемого или ожидаемого (МБ, 2014).

 

 

 

Права:

Получать полную и точную информацию о результатах коррекционного, развивающего и  образовательного  процесса.

Получать доступ к информации о детях у наставников, учителей и психологов                                                                                                     (МОН РК, 2011).

 

ж) УЧЕНИКИ

 

Обязанности:

        Если кандидата обеспечивают порядком инклюзивным оцениванием, а его результаты не на уровне желаемого или ожидаемого, то он не может утверждать, что на него повлияли неблагоприятные обстоятельства (МБ, 2014).

Прикладывать усилия для достижения успеха в процессе обучения.

 

Права:

Имеют право быть частью программы МБ и получать:

-  поддержку и дополнительную помощь в преодолении затруднений в учебе;

-  бесплатное обеспечение ортопедической продукцией и обувью, печатным материалом со специальным шрифтом, оборудованием и сигналами с усилением звука, компенсируемыми техническими средствами согласно медицинскому предписанию в соответствии с законами Республики Казахстан;

-  обучение в НИША в соответствии с решением психологического, медицинского и образовательного руководства;

- социальную защиту и интеграцию в обществе;

- доступ к социальной инфраструктуре;

-  доступ к информации;

-  образование, свободу выбора деятельности, включая занятость;

-  поддержку творческих способностей людей с ограниченными возможностями (МБ, 2009, 2010, 2013; Парламент, 2002; Парламент, 2005).

 

 

 

Использованная литература

 

МБ. (2009). DP Candidates with assessment access requirements (Кандидаты ДП с требованиями доступа к оцениванию).

МБ. (2011). General regulations: Diploma Programme (Общие правила: Дипломная программа).

МБ. (2010). Learning diversity in the International Baccalaureate programmes: Special educational needs within the International Baccalaureate programmes (Разнообразие в обучении в программах Международного Бакалавриата: Специальные образовательные нужды/потребности в программах Международного Бакалавриата).

МБ. (2013). Meeting student learning diversity in the classroom (Соответствие разнообразию обучаемых студентов в классной комнате).

МБ. (2014). General regulations: Middle Years Programme (Общие правила: Прошрамма средней школы).

Миноу, М. (1990). Изменяя все: Инклюзия, Исключение, и Американский Закон. Итака, Нью Йорк: Издательство Университета Корнелла.

МОН РК. (2011). Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.

Отдел образования акимата города Лисаковска. (2010). Проект «Концепция развития системы работы с одаренными детьми в Республике Казахстан».

Парламент РК. (2002). Закон Республики Казахстан N 343 «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года.

Парламент РК. (2005). Закон Республики Казахстан N 39 «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13 апреля 2005 года.

Рапацевич, Е. С. (2011). Современный словарь по педагогике. Минск, Современное слово.