Персонализированное обучение

Утверждены решением Правления

АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

от 4 сентября 2019 года (протокол №41)

 

 

  Правила организации персонализированного обучения в филиалах автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» в экспериментальном режиме

 

  1. Общие положения

 

  1. Правила организации персонализированного обучения в филиалах «Назарбаев Интеллектуальные школы» автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – АОО) в экспериментальном режиме (далее – Правила) определяют порядок организации персонализированного обучения в филиалах «Назарбаев Интеллектуальные школы» АОО (далее – Школы), основным предметом деятельности которых является образовательная деятельность.
  2. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд», Уставом АОО.
  3. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

1) Персонализированное обучение – это образовательная модель, в которой программы, методы обучения и академические стратегии ориентированы на индивидуальные потребности, интересы и социокультурный фон учащегося.

2) Смешанное обучение – это форма организации образовательного процесса, которая предполагает интеграцию технологий для доставки определенного контента учащимся, совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) с дистанционным обучением, предполагает элементы самостоятельного контроля учащимся пути, времени, места и темпа обучения.

3) Дистанционное обучение – это форма получения знаний и навыков, которая сочетает в себе различные элементы онлайн и оффлайн активности.

4) Онлайн-обучение – это метод получения знаний и приобретения навыков с помощью интернета в режиме реального времени.

5) Индивидуальный образовательный маршрут – это способ реализации личностного потенциала учащегося, развитие его способностей по индивидуальному плану, рассчитанный на конкретного учащегося и имеющий конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки.

6) Свободные часы – это свободное от основных учебных занятий время учащегося, сформировавшееся за счет ускоренного усвоения учебной программы в течение и / или к концу четверти   учебного года в рамках обучения по индивидуальному образовательному маршруту.

7) Тихая зона – бесшумное рабочее учебное пространство (место) в библиотеке, рекреациях, оранжерее, кабинетах с доступом к компьютеру / ноутбуку, принтеру, сканеру, интернету, предназначенное для индивидуальной / парной / групповой работы, дистанционного, онлайн обучения, подготовки к занятиям учащихся.

8) Школьный консилиум по персонализированному обучению – комиссия, которая формируется для отбора (перевода) учащихся на персонализированное обучение по образовательной программе NIS-Programme/программу Международного Бакалавриата и мониторинга его внедрения, в состав которого могут входить учителя-предметники, кураторы, психологи, медицинские работники, заместители директора школы, директор школы.

 

  1. Организация персонализированного обучения

 

  1. Персонализированное обучение будет осуществляться по двум направлениям:
  • по образовательной программе 8, 9, 10 классов, предусматривающей усвоение программ трех классов за 2 года (далее – Программа). По данному направлению учащиеся могут обучаться с 8 класса (не позднее 20 (двадцати) рабочих дней со дня начала текущего учебного года). Учащиеся в соответствии с Программой обучаются в течение 2-х учебных лет и в обязательном порядке выполняют требования учебной программы (выполнение лабораторных, практических, проектных и других работ, написание эссе). По завершении второго года обучения по Программе учащиеся сдают внешнее суммативное оценивание (далее – СО)/итоговую аттестацию за курс основной школы. Для группы / класса составляется отдельное и / или индивидуальное расписание учебных занятий, график сдачи суммативного оценивания за раздел (далее – СОР)/константирующего оценивания за юнит и суммативного оценивания за четверть (далее – СОЧ);

2) по изучению отдельных предметов по индивидуальному образовательному маршруту (далее – Маршрут), который предусматривает обучение как с ускорением, так и без ускорения. Обучение по Маршруту предусмотрено для учащихся 8-12 классов.

При обучении по Маршруту возможны два варианта:

— учащиеся усваивают учебную программу за меньшее количество времени, однако обучающиеся по образовательной программе NIS-Programmе/по программам Международного Бакалавриата (предметы основной школы; предметы «Казахский язык», «Русский язык», «История Казахстана» старшей школы)  (далее – Класс) завершают учебные четверти /семестр/ учебный год выполняют СОР/формирующее оценивание, СОЧ/констатирующее оценивание вместе с Классом. Обучаясь по данному варианту, свободные часы у учащихся образовываются в середине или на протяжении всех четвертей / семестров/учебного года;

— учащиеся усваивают учебную программу за меньшее количество времени, далее выполняют СОР/формирующее оценивание для старшей школы, СОЧ/констатирующее оценивание — для основной и старшей школы по отдельному графику и завершают учебные четверти/семестр/учебный год раньше Класса. Обучаясь по данному варианту, свободные часы у учащихся образовываются в конце четверти/семестра/учебного года.

Свободные часы в первом и во втором вариантах учащиеся могут использовать для подготовки к олимпиадам и научным конкурсам, посещения дополнительных курсов, занятий по интересам, работы над повышением уровня знаний или по устранению «пробелов» в знаниях по определенным предметам и т. п.

По завершении основной и старшей школы по Маршруту учащиеся сдают СО/итоговую аттестацию вместе с Классом.

Учащиеся обучаются в соответствии с учебными планами, составленными самостоятельно учителями-предметниками и утвержденными на заседаниях Методических объединений Школ (далее – Учебный план), и в обязательном порядке выполняют их требования (лабораторные, практические, проектные и другие работы, эссе).

При организации обучения по Маршруту рекомендуется использовать разные формы обучения, такие как, онлайн-, дистанционное, смешанное, которые предполагают классно-урочную, самостоятельную, парную, групповую, индивидуальную работу с применением ИКТ.

  1. 5. Школы могут организовать элективные курсы и кружковую работу, исходя из учебной нагрузки учащихся.
  2. 6. Для эффективного обучения учащихся Школы должны организовать индивидуальное / самостоятельное / парное / групповое обучение в классе, лабораториях, тихих зонах школы, индивидуальные консультации с учителем.

 

  1. Оценивание учебных достижений учащихся

 

  1. Определение уровня подготовки учащихся, обучающихся по персонализированному обучению на каждом этапе учебного процесса, и анализ достижения учащимися целей обучения и ожидаемых результатов обучения в соответствии с учебной программой осуществляется по системе критериального оценивания учебных достижений учащихся.
  2. Учащиеся выполняют СОР/формирующее оценивание для старшей школы и СОЧ/констатирующее оценивание – для основной и старшей школы, содержание которых охватывает материал учебной программы по предмету за соответствующую четверть/семестр.
  3. Разработку тестовых спецификаций СОЧ проводит филиал «Центр педагогических измерений» АОО.
  4. Разработку СОР/формирующего оценивания для старшей школы и СОЧ/констатирующего оценивания для основной и старшей школы проводят Школы самостоятельно.
  5. По предметам, где проходит СО в 4 четверти СОЧ не проводится.
  6. Результаты учебных достижений учащихся регулярно выставляются в электронном журнале.
  7. Учащиеся, успешно освоившие содержание учебных программ персонализированного обучения, решением Педагогического совета Интеллектуальных школ переводятся на второй год обучения.
  8. Учащиеся, окончившие первый год обучения и имеющие годовые оценки «5» по всем предметам, награждаются Похвальным листом на основании решения Педагогического совета.
  9. Освобождение учащихся по состоянию здоровья от уроков физической культуры не влияет на их перевод.
  10. По завершении курса за основную школу, и при условии полного усвоения учебной программы персонализированного обучения в соответствии с количеством часов Типового учебного плана учащиеся сдают СО/итоговую аттестацию по экзаменационным материалам, разрабатываемым внешней организацией по отношению к Школам для обучающихся по образовательной программе NIS-Programme и разрабатываемым Школой для обучающихся по программе Международного Бакалавриата в рамках действующих правовых актов по оцениванию.
  11. Годовые оценки и итоговые оценки по предметам персонализированного обучения вносятся в аттестат об окончании основной школы.
  12. Учащимся, завершившим основную школу, прошедшим внешнее оценивание и имеющим за время обучения годовые и итоговые оценки «5» по всем предметам, выдается аттестат об окончании основной школы с отличием.
  13. Порядок выставления четвертных и годовых оценок по предметам, по которым не проводится СО для обучающихся по образовательной программе NIS-Programme:

— четвертная оценка выставляется на основании результатов СОР и СОЧ в процентном соотношении 50 % на 50 %. Четвертная оценка по предмету «Физическая культура» выставляется на основании результатов СОР;

— годовая оценка выставляется на основании результатов за четыре четверти по СОР и СОЧ в процентном соотношении 50% на 50% соответственно.

19-1. Порядок выставления семестровых и годовых оценок в основной школе по предметам, по которым не проводится итоговая аттестация для обучающихся по программе Международного Бакалавриата:

— семестровая оценка выставляется по результатам констатирующего оценивания;

— годовая оценка выставляется по результатам 1 и 2 семестров в процентном соотношении 40% на 60% соответственно.

19-2) Порядок выставления семестровых и годовых оценок в старшей школе по предметам, по которым не проводится итоговая аттестация для обучающихся по программе Международного Бакалавриата:

— семестровая оценка выставляется по результатам формирующего и констатирующего оценивания в процентном соотношение 50% на 50%;

— годовая оценка выставляется по результатам 1 и 2 семестров в процентном соотношении 40% на 60% соответственно.

  1. Порядок выставления четвертных и годовых оценок по предметам, для обучающихся по образовательной программе NIS-Programme, по которым проводится СО:

— четвертная оценка за 1, 2, 3 четверти включает результаты СОР и СОЧ в процентном соотношении 50% на 50%. 4-ая четверть включает результаты СОР – 100% соответственно;

— годовая оценка включает результаты СОР 1, 2, 3, 4 четвертей и СОЧ 1, 2, 3 четвертей в процентном соотношении 50% на 50% соответственно;

— итоговая оценка по предметам включает среднее значение четвертных оценок и оценку внешнего оценивания (по пятибалльной шкале) в процентном соотношении 70% на 30% соответственно. Округление итоговой оценки проводится к ближайшему целому.

20-1. Порядок выставления семестровых и годовых оценок в основной школе по предметам, по которым проводится итоговая аттестация для обучающихся по программе Международного Бакалавриата:

— семестровая оценка выставляется по результатам констатирующего оценивания 1 и 2 семестров;

— годовая оценка выставляется по результатам 1 и 2 семестров в процентном соотношении 40% на 60% соответственно;

— итоговая оценка по предметам выставляется по 7-балльной шкале по результатам оценок за экзамен и годовых оценок в процентном соотношении 50% на 50% соответственно.

20-2. Порядок выставления семестровых и годовых оценок в старшей школе по предметам, по которым проводится итоговая аттестация для обучающихся по программе Международного Бакалавриата:

— семестровая оценка выставляется по результатам формирующего и констатирующего оценивания в процентном соотношение 50% на 50%;

— годовая оценка выставляется по результатам 1 и 2 семестров в процентном соотношении 40% на 60% соответственно;

— итоговая оценка по предметам выставляется по 7-балльной шкале по результатам оценок за экзамен и годовых оценок в процентном соотношении 50% на 50% соответственно.

  1. При переводе учащихся с программы персонализированного обучения на обучение по образовательной программе NIS-Programmе/Международного Бакалавриата оценивание осуществляется в порядке указанном в пунктах 19, 19-1, 19-2, 20, 20-1, 20-2 настоящих Правил.

 

  1.  Отбор учащихся

 

  1. При проведении отбора учащихся на персонализированное обучение приказом директора Школы создается школьный консилиум по персонализированному обучению (далее – ШКПО) и определяются лица, ответственные за организацию процедуры отбора, сбор и подготовку необходимых документов учащихся.
  2. Учащиеся, желающие обучаться по Программе, должны соответствовать следующим требованиям:

1) учащиеся должны завершить 7 класс или обучаться в 8 классе;

2) годовые оценки по всем предметам по завершении 7 класса должны быть «5» и «4», при этом количество оценок «4» должно быть не более трех/«6», «7» для обучающихся по программе Международного Бакалавриата;

3) результаты конкурсного отбора кандидатов для обучения в 7 классах Школ (далее – КО) по разделу «Количественные характеристики» должны составлять не менее 50%;

4) результаты последнего мониторинга учебных достижений учащихся по математике и языковым предметам должны быть представлены базовым, хорошим и высоким уровнями учебных достижений в разрезе разделов учебной программы и навыков речевой деятельности.

  1. Учащиеся, желающие обучаться по Маршруту, должны соответствовать следующим требованиям:

1) учащиеся должны обучаться 8-12 классах;

2) оценки по выбранным учащимися предметам за последние две четверти должны быть «5» для обучающихся по образовательной программе NIS-Programmе;

2-1) семестровые, годовые оценки за предыдущий учебный год и последний семестр текущего учебного года должны быть «6», «7» для обучающихся по программе Международного Бакалавриата;

3) результаты КО по разделу «Количественные характеристики» должны составлять не менее 50%;

4) результаты последнего мониторинга учебных достижений учащихся по математике и языковым предметам должны быть представлены базовым, хорошим и высоким уровнями учебных достижений в разрезе разделов учебной программы и навыков речевой деятельности, в случае выбора учащимися данных предметов.

Учащиеся могут выбрать для обучения по Маршруту предмет(-ы) из списка, согласно приложениям 2/2-1 к настоящим Правилам.

  1. При отборе кандидатов для персонализированного обучения ШКПО рассматривает соответствие учащихся всем требованиям пункта 23 или 24 настоящих Правил, а также следующие документы, результаты и особенности:

1) заявление родителей / законных представителей по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

2) рекомендации:

— учителей по профильным (математика, физика, информатика, химия, биология, география) и языковым предметам, куратора, психолога, медицинского работника школы для обучения по Программе;

— учителей по предметам (выбранными учащимися), куратора, психолога, медицинского работника школы для обучения по Маршруту;

3) результаты КО по математике и языковым предметам;

4) индивидуальные достижения учащихся в учебе, спорте, научных соревнованиях, олимпиадах;

5) индивидуальные особенности развития учащихся (физическое здоровье, психологическое состояние, предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов и т. д.).

После подачи заявления родителями / законными представителями представители ШКПО проводят беседу с учащимися и родителями / законными представителями.

  1. По результатам заседания ШКПО оформляется протокол с рекомендациями.
  2. На основании протокола с рекомендациями ШКПО, Педагогический совет Школы принимает решение о возможности или невозможности перевода учащегося на персонализированное обучение.

 

  1. Перевод учащегося

 

  1. Перевод учащегося на образовательную программу NIS-Programme/Международного Бакалавриата осуществляется по следующим причинам:

1) отсутствие желания у учащегося (заявление родителей / законных представителей) обучаться на персонализированном обучении;

2) ухудшение физического здоровья, психологического состояния учащегося;

3) низкая успеваемость и качество знаний у учащегося по итогам четверти/семестра:

—        наличие трех и более оценок «3» или одной и более оценок «2» у обучающегося по Программе;

—        наличие оценки (-ок) «3» и / или «2» по выбранным предметам у обучающегося по Маршруту.

  1. По результатам заседания ШКПО оформляется протокол с рекомендациями.
  2. На основании протокола с рекомендациями ШКПО, Педагогический совет принимает решение о необходимости перевода учащегося на образовательную программу NIS-Programme/Международного Бакалавриата.
  3. 3 В течение учебного года учащегося можно переводить с образовательной программы NIS-Programme/Международного Бакалавриата на обучение по Маршруту и наоборот 1 (один) раз в учебный год.
  4. В течение учебного года учащийся не может быть переведен с образовательной программы NIS-Programme/Международного Бакалавриата на обучение по Программе за исключением подпункта 1 пункта 4 настоящих Правил.
  5. Отчетность

 

  1. В течение учебного года Школы проводят мониторинг, анализ внедрения и реализации персонализированного обучения. По итогам каждой четверти результаты мониторинга и анализа направляются в АОО для оценки качества образовательного процесса.

 

  1. Права и обязанности

 

  1. Школы имеют право самостоятельно принимать решение о внедрении персонализированного обучения и выбирать направление обучения.
  2. Школы обязаны самостоятельно разрабатывать и апробировать механизмы организации персонализированного обучения, исходя из своих возможностей (наличие кабинетов, в том числе, лабораторий, учебная нагрузка учителей, расписание уроков, количество учащихся и т. п.), индивидуальных особенностей и учебной нагрузки учащихся и т. д.
  3. В случае внедрения в Школе(-ах) персонализированного обучения учащийся имеет право:

1) принимать решение о переходе на персонализированное обучение;

2) выбирать предмет(-ы) для изучения отдельных предметов по Маршруту из списка согласно приложениям 2 или 2-1 к настоящим Правилам;

3) посещать кружковые и дополнительные занятия;

4) заниматься научными проектами;

5) участвовать в олимпиадах и соревнованиях;

6) участвовать во внеклассных и внешкольных мероприятиях;

7) участвовать в Летней школе.

  1. В случае перехода на персонализированное обучение учащийся обязан:

1) обучаться по Программе или Учебным планам и выполнять все соответствующие требования;

2) посещать лабораторные, практические занятия, предусмотренные Программой, Учебными планами, а также элективные курсы и / или кружковую работу;

3) своевременно выполнять все задания учителей;

4) своевременно сдавать СОР/формирующее оценивание в старшей школе, СОЧ/констатирующее оценивание — в основной и старшей школе, внешнее оценивание/итоговую аттестацию.

 

 

  1. Ответственность
  2. Директор несет ответственность за:

1) валидный отбор учащихся на персонализированное обучение;

2) обеспечение сохранности конфиденциальных данных об учащихся (персональные данные, физическое и психологическое здоровье / состояние, индивидуальные особенности развития и т. д.);

3) организацию внедрения и реализацию персонализированного обучения.

Приложение 1

к  Правилам организации персонализированного обучения в филиалах автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» в экспериментальном режиме, утвержденным решением Правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» от «4» сентября 2019 года (протокол №41)

 

Директору филиала

«Назарбаев Интеллектуальная школа _______________________________ направления»

города ____________________________________

от законного представителя ученика (-цы) _______ класса            ___________________________________________(ФИО ученика (-цы))

_____________________________________

(ФИО законного представителя)

 

Заявление

Прошу Вас рассмотреть возможность перевести __________________________________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

обучающегося (-уюся) в ______ классе с _________________ языком обучения

филиала АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа __________________________________________________ направления» города ______________________ на обучение по следующему направлению:

1) по образовательной программе 8, 9, 10 классов, предусматривающей усвоение программ трех классов за два года;

2) по изучению отдельных предметов по индивидуальному образовательному маршруту*, который предусматривает обучение как с ускорением, так и без ускорения.

(выбранное необходимо отметить знаком V)

*При выборе второго направления необходимо указать предмет(-ы) из перечня согласно Приложениям 2 или 2-1 к Правилам организации персонализированного обучения в Назарбаев Интеллектуальных школах в экспериментальном режиме,

1)____________________________

2)____________________________

3) ___________________________

4) ___________________________

5) ___________________________ и др.

(указать предмет (-ы))

 

Подпись __________________

Дата подачи заявления ____  ____________ 20___ г.

Приложение 2

к  Правилам организации персонализированного обучения в филиалах автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» в экспериментальном режиме, утвержденным решением Правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» от «4» сентября 2019 года (протокол №41)

 

Перечень предметов для изучения по Маршруту, обучающихся по образовательной программе NISProgramme

 

Предмет
I ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
1 Первый язык (казахский и русский)
2 Второй язык (казахский и русский)
3 Второй язык и литература (казахский и русский)
4 Английский язык
II МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА
5 Математика
6 Информатика
III ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
7 География
8 Биология
9 Физика
10 Химия
IV ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
11 Всемирная история
12 История Казахстана
13 Человек. Общество. Право (Основы права)
14 Глобальные перспективы и проектная работа
15 Экономика

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2-1

к  Правилам организации персонализированного обучения в филиалах автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» в экспериментальном режиме, утвержденным решением Правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» от «4» сентября 2019 года (протокол №41)

Перечень предметов для изучения по Маршруту, обучающихся по программе Международного Бакалавриата (основная школа)

Предмет
I Язык А и В
1 Казахский язык и литература
2 Казахский язык
3 Русский язык и литература
4 Русский язык
5 Английский язык и литература
6 Английский язык
II МАТЕМАТИКА
7 Математика
III ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
8 Биология
9 Физика
10 Химия
11 Науки
IV ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
12 Всемирная история
13 История Казахстана
14 Социальные науки (Social studies)
15 Экономика
16 Қоғамдық ғылымдар негіздері
17 География
V ИСКУССТВО. ТЕХНОЛОГИЯ
18 Изобразительное искусство
19 Драма
20 Дизайн

Перечень предметов для изучения по Маршруту, обучающихся по программе Международного Бакалавриата (старшая школа)

Для старшей школы (11-12 класс)

1 Казахский язык
2 Русский язык
3 История Казахстана