Утверждены решением Правления
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
от 4 сентября 2019 года (протокол №41)
Правила организации персонализированного обучения в филиалах автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» в экспериментальном режиме
- Общие положения
- Правила организации персонализированного обучения в филиалах «Назарбаев Интеллектуальные школы» автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – АОО) в экспериментальном режиме (далее – Правила) определяют порядок организации персонализированного обучения в филиалах «Назарбаев Интеллектуальные школы» АОО (далее – Школы), основным предметом деятельности которых является образовательная деятельность.
- Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд», Уставом АОО.
- В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) Персонализированное обучение – это образовательная модель, в которой программы, методы обучения и академические стратегии ориентированы на индивидуальные потребности, интересы и социокультурный фон учащегося.
2) Смешанное обучение – это форма организации образовательного процесса, которая предполагает интеграцию технологий для доставки определенного контента учащимся, совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) с дистанционным обучением, предполагает элементы самостоятельного контроля учащимся пути, времени, места и темпа обучения.
3) Дистанционное обучение – это форма получения знаний и навыков, которая сочетает в себе различные элементы онлайн и оффлайн активности.
4) Онлайн-обучение – это метод получения знаний и приобретения навыков с помощью интернета в режиме реального времени.
5) Индивидуальный образовательный маршрут – это способ реализации личностного потенциала учащегося, развитие его способностей по индивидуальному плану, рассчитанный на конкретного учащегося и имеющий конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки.
6) Свободные часы – это свободное от основных учебных занятий время учащегося, сформировавшееся за счет ускоренного усвоения учебной программы в течение и / или к концу четверти учебного года в рамках обучения по индивидуальному образовательному маршруту.
7) Тихая зона – бесшумное рабочее учебное пространство (место) в библиотеке, рекреациях, оранжерее, кабинетах с доступом к компьютеру / ноутбуку, принтеру, сканеру, интернету, предназначенное для индивидуальной / парной / групповой работы, дистанционного, онлайн обучения, подготовки к занятиям учащихся.
8) Школьный консилиум по персонализированному обучению – комиссия, которая формируется для отбора (перевода) учащихся на персонализированное обучение по образовательной программе NIS-Programme/программу Международного Бакалавриата и мониторинга его внедрения, в состав которого могут входить учителя-предметники, кураторы, психологи, медицинские работники, заместители директора школы, директор школы.
- Организация персонализированного обучения
- Персонализированное обучение будет осуществляться по двум направлениям:
- по образовательной программе 8, 9, 10 классов, предусматривающей усвоение программ трех классов за 2 года (далее – Программа). По данному направлению учащиеся могут обучаться с 8 класса (не позднее 20 (двадцати) рабочих дней со дня начала текущего учебного года). Учащиеся в соответствии с Программой обучаются в течение 2-х учебных лет и в обязательном порядке выполняют требования учебной программы (выполнение лабораторных, практических, проектных и других работ, написание эссе). По завершении второго года обучения по Программе учащиеся сдают внешнее суммативное оценивание (далее – СО)/итоговую аттестацию за курс основной школы. Для группы / класса составляется отдельное и / или индивидуальное расписание учебных занятий, график сдачи суммативного оценивания за раздел (далее – СОР)/константирующего оценивания за юнит и суммативного оценивания за четверть (далее – СОЧ);
2) по изучению отдельных предметов по индивидуальному образовательному маршруту (далее – Маршрут), который предусматривает обучение как с ускорением, так и без ускорения. Обучение по Маршруту предусмотрено для учащихся 8-12 классов.
При обучении по Маршруту возможны два варианта:
— учащиеся усваивают учебную программу за меньшее количество времени, однако обучающиеся по образовательной программе NIS-Programmе/по программам Международного Бакалавриата (предметы основной школы; предметы «Казахский язык», «Русский язык», «История Казахстана» старшей школы) (далее – Класс) завершают учебные четверти /семестр/ учебный год выполняют СОР/формирующее оценивание, СОЧ/констатирующее оценивание вместе с Классом. Обучаясь по данному варианту, свободные часы у учащихся образовываются в середине или на протяжении всех четвертей / семестров/учебного года;
— учащиеся усваивают учебную программу за меньшее количество времени, далее выполняют СОР/формирующее оценивание для старшей школы, СОЧ/констатирующее оценивание — для основной и старшей школы по отдельному графику и завершают учебные четверти/семестр/учебный год раньше Класса. Обучаясь по данному варианту, свободные часы у учащихся образовываются в конце четверти/семестра/учебного года.
Свободные часы в первом и во втором вариантах учащиеся могут использовать для подготовки к олимпиадам и научным конкурсам, посещения дополнительных курсов, занятий по интересам, работы над повышением уровня знаний или по устранению «пробелов» в знаниях по определенным предметам и т. п.
По завершении основной и старшей школы по Маршруту учащиеся сдают СО/итоговую аттестацию вместе с Классом.
Учащиеся обучаются в соответствии с учебными планами, составленными самостоятельно учителями-предметниками и утвержденными на заседаниях Методических объединений Школ (далее – Учебный план), и в обязательном порядке выполняют их требования (лабораторные, практические, проектные и другие работы, эссе).
При организации обучения по Маршруту рекомендуется использовать разные формы обучения, такие как, онлайн-, дистанционное, смешанное, которые предполагают классно-урочную, самостоятельную, парную, групповую, индивидуальную работу с применением ИКТ.
- 5. Школы могут организовать элективные курсы и кружковую работу, исходя из учебной нагрузки учащихся.
- 6. Для эффективного обучения учащихся Школы должны организовать индивидуальное / самостоятельное / парное / групповое обучение в классе, лабораториях, тихих зонах школы, индивидуальные консультации с учителем.
- Оценивание учебных достижений учащихся
- Определение уровня подготовки учащихся, обучающихся по персонализированному обучению на каждом этапе учебного процесса, и анализ достижения учащимися целей обучения и ожидаемых результатов обучения в соответствии с учебной программой осуществляется по системе критериального оценивания учебных достижений учащихся.
- Учащиеся выполняют СОР/формирующее оценивание для старшей школы и СОЧ/констатирующее оценивание – для основной и старшей школы, содержание которых охватывает материал учебной программы по предмету за соответствующую четверть/семестр.
- Разработку тестовых спецификаций СОЧ проводит филиал «Центр педагогических измерений» АОО.
- Разработку СОР/формирующего оценивания для старшей школы и СОЧ/констатирующего оценивания для основной и старшей школы проводят Школы самостоятельно.
- По предметам, где проходит СО в 4 четверти СОЧ не проводится.
- Результаты учебных достижений учащихся регулярно выставляются в электронном журнале.
- Учащиеся, успешно освоившие содержание учебных программ персонализированного обучения, решением Педагогического совета Интеллектуальных школ переводятся на второй год обучения.
- Учащиеся, окончившие первый год обучения и имеющие годовые оценки «5» по всем предметам, награждаются Похвальным листом на основании решения Педагогического совета.
- Освобождение учащихся по состоянию здоровья от уроков физической культуры не влияет на их перевод.
- По завершении курса за основную школу, и при условии полного усвоения учебной программы персонализированного обучения в соответствии с количеством часов Типового учебного плана учащиеся сдают СО/итоговую аттестацию по экзаменационным материалам, разрабатываемым внешней организацией по отношению к Школам для обучающихся по образовательной программе NIS-Programme и разрабатываемым Школой для обучающихся по программе Международного Бакалавриата в рамках действующих правовых актов по оцениванию.
- Годовые оценки и итоговые оценки по предметам персонализированного обучения вносятся в аттестат об окончании основной школы.
- Учащимся, завершившим основную школу, прошедшим внешнее оценивание и имеющим за время обучения годовые и итоговые оценки «5» по всем предметам, выдается аттестат об окончании основной школы с отличием.
- Порядок выставления четвертных и годовых оценок по предметам, по которым не проводится СО для обучающихся по образовательной программе NIS-Programme:
— четвертная оценка выставляется на основании результатов СОР и СОЧ в процентном соотношении 50 % на 50 %. Четвертная оценка по предмету «Физическая культура» выставляется на основании результатов СОР;
— годовая оценка выставляется на основании результатов за четыре четверти по СОР и СОЧ в процентном соотношении 50% на 50% соответственно.
19-1. Порядок выставления семестровых и годовых оценок в основной школе по предметам, по которым не проводится итоговая аттестация для обучающихся по программе Международного Бакалавриата:
— семестровая оценка выставляется по результатам констатирующего оценивания;
— годовая оценка выставляется по результатам 1 и 2 семестров в процентном соотношении 40% на 60% соответственно.
19-2) Порядок выставления семестровых и годовых оценок в старшей школе по предметам, по которым не проводится итоговая аттестация для обучающихся по программе Международного Бакалавриата:
— семестровая оценка выставляется по результатам формирующего и констатирующего оценивания в процентном соотношение 50% на 50%;
— годовая оценка выставляется по результатам 1 и 2 семестров в процентном соотношении 40% на 60% соответственно.
- Порядок выставления четвертных и годовых оценок по предметам, для обучающихся по образовательной программе NIS-Programme, по которым проводится СО:
— четвертная оценка за 1, 2, 3 четверти включает результаты СОР и СОЧ в процентном соотношении 50% на 50%. 4-ая четверть включает результаты СОР – 100% соответственно;
— годовая оценка включает результаты СОР 1, 2, 3, 4 четвертей и СОЧ 1, 2, 3 четвертей в процентном соотношении 50% на 50% соответственно;
— итоговая оценка по предметам включает среднее значение четвертных оценок и оценку внешнего оценивания (по пятибалльной шкале) в процентном соотношении 70% на 30% соответственно. Округление итоговой оценки проводится к ближайшему целому.
20-1. Порядок выставления семестровых и годовых оценок в основной школе по предметам, по которым проводится итоговая аттестация для обучающихся по программе Международного Бакалавриата:
— семестровая оценка выставляется по результатам констатирующего оценивания 1 и 2 семестров;
— годовая оценка выставляется по результатам 1 и 2 семестров в процентном соотношении 40% на 60% соответственно;
— итоговая оценка по предметам выставляется по 7-балльной шкале по результатам оценок за экзамен и годовых оценок в процентном соотношении 50% на 50% соответственно.
20-2. Порядок выставления семестровых и годовых оценок в старшей школе по предметам, по которым проводится итоговая аттестация для обучающихся по программе Международного Бакалавриата:
— семестровая оценка выставляется по результатам формирующего и констатирующего оценивания в процентном соотношение 50% на 50%;
— годовая оценка выставляется по результатам 1 и 2 семестров в процентном соотношении 40% на 60% соответственно;
— итоговая оценка по предметам выставляется по 7-балльной шкале по результатам оценок за экзамен и годовых оценок в процентном соотношении 50% на 50% соответственно.
- При переводе учащихся с программы персонализированного обучения на обучение по образовательной программе NIS-Programmе/Международного Бакалавриата оценивание осуществляется в порядке указанном в пунктах 19, 19-1, 19-2, 20, 20-1, 20-2 настоящих Правил.
- Отбор учащихся
- При проведении отбора учащихся на персонализированное обучение приказом директора Школы создается школьный консилиум по персонализированному обучению (далее – ШКПО) и определяются лица, ответственные за организацию процедуры отбора, сбор и подготовку необходимых документов учащихся.
- Учащиеся, желающие обучаться по Программе, должны соответствовать следующим требованиям:
1) учащиеся должны завершить 7 класс или обучаться в 8 классе;
2) годовые оценки по всем предметам по завершении 7 класса должны быть «5» и «4», при этом количество оценок «4» должно быть не более трех/«6», «7» для обучающихся по программе Международного Бакалавриата;
3) результаты конкурсного отбора кандидатов для обучения в 7 классах Школ (далее – КО) по разделу «Количественные характеристики» должны составлять не менее 50%;
4) результаты последнего мониторинга учебных достижений учащихся по математике и языковым предметам должны быть представлены базовым, хорошим и высоким уровнями учебных достижений в разрезе разделов учебной программы и навыков речевой деятельности.
- Учащиеся, желающие обучаться по Маршруту, должны соответствовать следующим требованиям:
1) учащиеся должны обучаться 8-12 классах;
2) оценки по выбранным учащимися предметам за последние две четверти должны быть «5» для обучающихся по образовательной программе NIS-Programmе;
2-1) семестровые, годовые оценки за предыдущий учебный год и последний семестр текущего учебного года должны быть «6», «7» для обучающихся по программе Международного Бакалавриата;
3) результаты КО по разделу «Количественные характеристики» должны составлять не менее 50%;
4) результаты последнего мониторинга учебных достижений учащихся по математике и языковым предметам должны быть представлены базовым, хорошим и высоким уровнями учебных достижений в разрезе разделов учебной программы и навыков речевой деятельности, в случае выбора учащимися данных предметов.
Учащиеся могут выбрать для обучения по Маршруту предмет(-ы) из списка, согласно приложениям 2/2-1 к настоящим Правилам.
- При отборе кандидатов для персонализированного обучения ШКПО рассматривает соответствие учащихся всем требованиям пункта 23 или 24 настоящих Правил, а также следующие документы, результаты и особенности:
1) заявление родителей / законных представителей по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
2) рекомендации:
— учителей по профильным (математика, физика, информатика, химия, биология, география) и языковым предметам, куратора, психолога, медицинского работника школы для обучения по Программе;
— учителей по предметам (выбранными учащимися), куратора, психолога, медицинского работника школы для обучения по Маршруту;
3) результаты КО по математике и языковым предметам;
4) индивидуальные достижения учащихся в учебе, спорте, научных соревнованиях, олимпиадах;
5) индивидуальные особенности развития учащихся (физическое здоровье, психологическое состояние, предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов и т. д.).
После подачи заявления родителями / законными представителями представители ШКПО проводят беседу с учащимися и родителями / законными представителями.
- По результатам заседания ШКПО оформляется протокол с рекомендациями.
- На основании протокола с рекомендациями ШКПО, Педагогический совет Школы принимает решение о возможности или невозможности перевода учащегося на персонализированное обучение.
- Перевод учащегося
- Перевод учащегося на образовательную программу NIS-Programme/Международного Бакалавриата осуществляется по следующим причинам:
1) отсутствие желания у учащегося (заявление родителей / законных представителей) обучаться на персонализированном обучении;
2) ухудшение физического здоровья, психологического состояния учащегося;
3) низкая успеваемость и качество знаний у учащегося по итогам четверти/семестра:
— наличие трех и более оценок «3» или одной и более оценок «2» у обучающегося по Программе;
— наличие оценки (-ок) «3» и / или «2» по выбранным предметам у обучающегося по Маршруту.
- По результатам заседания ШКПО оформляется протокол с рекомендациями.
- На основании протокола с рекомендациями ШКПО, Педагогический совет принимает решение о необходимости перевода учащегося на образовательную программу NIS-Programme/Международного Бакалавриата.
- 3 В течение учебного года учащегося можно переводить с образовательной программы NIS-Programme/Международного Бакалавриата на обучение по Маршруту и наоборот 1 (один) раз в учебный год.
- В течение учебного года учащийся не может быть переведен с образовательной программы NIS-Programme/Международного Бакалавриата на обучение по Программе за исключением подпункта 1 пункта 4 настоящих Правил.
- Отчетность
- В течение учебного года Школы проводят мониторинг, анализ внедрения и реализации персонализированного обучения. По итогам каждой четверти результаты мониторинга и анализа направляются в АОО для оценки качества образовательного процесса.
- Права и обязанности
- Школы имеют право самостоятельно принимать решение о внедрении персонализированного обучения и выбирать направление обучения.
- Школы обязаны самостоятельно разрабатывать и апробировать механизмы организации персонализированного обучения, исходя из своих возможностей (наличие кабинетов, в том числе, лабораторий, учебная нагрузка учителей, расписание уроков, количество учащихся и т. п.), индивидуальных особенностей и учебной нагрузки учащихся и т. д.
- В случае внедрения в Школе(-ах) персонализированного обучения учащийся имеет право:
1) принимать решение о переходе на персонализированное обучение;
2) выбирать предмет(-ы) для изучения отдельных предметов по Маршруту из списка согласно приложениям 2 или 2-1 к настоящим Правилам;
3) посещать кружковые и дополнительные занятия;
4) заниматься научными проектами;
5) участвовать в олимпиадах и соревнованиях;
6) участвовать во внеклассных и внешкольных мероприятиях;
7) участвовать в Летней школе.
- В случае перехода на персонализированное обучение учащийся обязан:
1) обучаться по Программе или Учебным планам и выполнять все соответствующие требования;
2) посещать лабораторные, практические занятия, предусмотренные Программой, Учебными планами, а также элективные курсы и / или кружковую работу;
3) своевременно выполнять все задания учителей;
4) своевременно сдавать СОР/формирующее оценивание в старшей школе, СОЧ/констатирующее оценивание — в основной и старшей школе, внешнее оценивание/итоговую аттестацию.
- Ответственность
- Директор несет ответственность за:
1) валидный отбор учащихся на персонализированное обучение;
2) обеспечение сохранности конфиденциальных данных об учащихся (персональные данные, физическое и психологическое здоровье / состояние, индивидуальные особенности развития и т. д.);
3) организацию внедрения и реализацию персонализированного обучения.
Приложение 1
к Правилам организации персонализированного обучения в филиалах автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» в экспериментальном режиме, утвержденным решением Правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» от «4» сентября 2019 года (протокол №41)
Директору филиала
«Назарбаев Интеллектуальная школа _______________________________ направления»
города ____________________________________
от законного представителя ученика (-цы) _______ класса ___________________________________________(ФИО ученика (-цы))
_____________________________________
(ФИО законного представителя)
Заявление
Прошу Вас рассмотреть возможность перевести __________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
обучающегося (-уюся) в ______ классе с _________________ языком обучения
филиала АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа __________________________________________________ направления» города ______________________ на обучение по следующему направлению:
1) по образовательной программе 8, 9, 10 классов, предусматривающей усвоение программ трех классов за два года;
2) по изучению отдельных предметов по индивидуальному образовательному маршруту*, который предусматривает обучение как с ускорением, так и без ускорения.
(выбранное необходимо отметить знаком V)
*При выборе второго направления необходимо указать предмет(-ы) из перечня согласно Приложениям 2 или 2-1 к Правилам организации персонализированного обучения в Назарбаев Интеллектуальных школах в экспериментальном режиме,
1)____________________________
2)____________________________
3) ___________________________
4) ___________________________
5) ___________________________ и др.
(указать предмет (-ы))
Подпись __________________
Дата подачи заявления ____ ____________ 20___ г.
Приложение 2
к Правилам организации персонализированного обучения в филиалах автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» в экспериментальном режиме, утвержденным решением Правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» от «4» сентября 2019 года (протокол №41)
Перечень предметов для изучения по Маршруту, обучающихся по образовательной программе NIS—Programme
№ | Предмет |
I | ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА |
1 | Первый язык (казахский и русский) |
2 | Второй язык (казахский и русский) |
3 | Второй язык и литература (казахский и русский) |
4 | Английский язык |
II | МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА |
5 | Математика |
6 | Информатика |
III | ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ |
7 | География |
8 | Биология |
9 | Физика |
10 | Химия |
IV | ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО |
11 | Всемирная история |
12 | История Казахстана |
13 | Человек. Общество. Право (Основы права) |
14 | Глобальные перспективы и проектная работа |
15 | Экономика |
Приложение 2-1
к Правилам организации персонализированного обучения в филиалах автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» в экспериментальном режиме, утвержденным решением Правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» от «4» сентября 2019 года (протокол №41)
Перечень предметов для изучения по Маршруту, обучающихся по программе Международного Бакалавриата (основная школа)
№ | Предмет |
I | Язык А и В |
1 | Казахский язык и литература |
2 | Казахский язык |
3 | Русский язык и литература |
4 | Русский язык |
5 | Английский язык и литература |
6 | Английский язык |
II | МАТЕМАТИКА |
7 | Математика |
III | ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ |
8 | Биология |
9 | Физика |
10 | Химия |
11 | Науки |
IV | ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО |
12 | Всемирная история |
13 | История Казахстана |
14 | Социальные науки (Social studies) |
15 | Экономика |
16 | Қоғамдық ғылымдар негіздері |
17 | География |
V | ИСКУССТВО. ТЕХНОЛОГИЯ |
18 | Изобразительное искусство |
19 | Драма |
20 | Дизайн |
Перечень предметов для изучения по Маршруту, обучающихся по программе Международного Бакалавриата (старшая школа)
Для старшей школы (11-12 класс)
1 | Казахский язык |
2 | Русский язык |
3 | История Казахстана |