KazakhRussianEnglish (UK)

Языковая Политика

Языковая политика

 

 Назарбаев Интеллектуальная школа города Астаны

 

Введение

Назарбаев Интеллектуальная школа города Астаны (далее - НИША) стремится развивать казахский, русский и английский языки. Казахский язык является государственным языком, овладение которым является долгом каждого члена школьного сообщества, русский язык - языком межнационального общения, английский язык необходим для интеграции в мировую экономику. 

Согласно указу Президента от 2011 года в образовательной сфере Казахстана проводится внедрение политики трехъязычия (Министерство юстиции Республики Казахстан, 2011). Таким образом, все Назарбаев Интеллектуальные Школы следуют языковой политике и применяют трехъязычную модель образования. НИШ Международный Бакалавриат (МБ) работает согласно национальной политике и применяет три языка, такие как казахский, русский и английский. Языковая политика является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Мы уверены, что все три языка: казахский, русский и английский – играют важную роль в процветании Казахстана, и поэтому свободное владение тремя языками является основной целью школы. Нашим студентам будут необходимы языковые навыки высокого уровня для достижения успеха, как в высшем учебном заведении, так и в дальнейшем.

 Цель

Обеспечить руководство по внедрению и развитию трехъязычной образовательной модели и других языков, предложенных в школе, что способствуют высококачественному обучению и соответствуют международному стандарту. 

Общие положения

            1)      Языковая политика является всеобщим достоянием школы и должна разрабатываться совместными усилиями всех членов школьного сообщества, включая руководящий состав, учителей, родителей и учащихся.

            2)      Пересмотр языковой политики осуществляется  ежегодно.  

Стандарты

Стандарты развития Языковой политики НИША и МБ включают:  

1)      Лучшее из Казахстанской и международной практики; 

2)      Принципы аддитивного многоязычия (положительное влияние изучения более чем одного языка на общий уровень грамотности учащихся).   

3)     Поддержка родных языков учащихся

Образовательные программы НИША

Обучение языкам в НИША

В НИША обучение языкам разделяется на две группы.

  1. Группа 1 – «Язык и литература» (или Язык А),
  2. Группа 2 – «Овладение языком» или (Язык В).

В основной школе учащиеся в русских классах изучают «Русский язык и литература» и «Овладение языком: казахский язык». Учащиеся в казахских классах изучают «Казахский язык и литература» и «Овладение языком: русский язык» в 7-9 классах, переходя в «Русский язык и литература» в 10-ом классе. Все учащиеся в средней школе в 7-10-ых классах изучают «Овладение языком: английский язык», где некоторые учащиеся начинают изучать «Английский язык и литература» в 10 классе.

В Дипломной программе учащиеся должны изучать один предмет «Язык А» и один предмет «Язык В» или два предмета «Язык А». Выбор предметов проводится индивидуально и не зависит от обучения в казахском или русском классе. В Дипломной программе школа предоставляет «Язык А»:

  • Русский А: Язык и литература (Стандартный и повышенный уровень)
  • Казахский А: Литература (Стандартный уровень)
  • Английский А: Язык и литература (Стнадартный уровень)

В «Язык В» школа предоставляет Английский В (Стандартный и повышенный уровень). МБ не предоставляет Русский или Казахский «Язык В».

Приложение 2 показывает непрерывное обучение языкам в МБ начиная со средней школы (5 год обучения ) и продолжая в старшей школе. «Учащиеся основной школы, продвигающиеся к старшей школе, будут расширять не только исследовательский и рефлексивный  подход к изучению языка, но также навыки мультиграмотности, которые они будут расширять на языковых курсах Дипломной Программы» (Организация МБ, 2017).

Овладение языком в средней школе (7-10 классы)

Фазы: Все учащиеся дифференцированы согласно их способностям. С целью максимально верно определить нужды учащихся в в обучении и преподавании языка, используются языковые фазы МБ (см. Приложение 1).

НИША предоставляет обучение языкам по следующим фазам:

Казахский язык в русских классах:

  • 7 классы: 2 и 3 фаза
  • 8 классы: 3 и 4 фаза
  • 9 классы: 4 и 5 фаза
  • 10 классы: 5 и 6 фаза

Школа откроет 5 фазу в 8-ом классе, 6 фазу в 9-ом классе и предмет «Казахский язык и литература» в 10-ом классе, если наберется достаточное количество учащихся, которые дойдут до этого уровня в определенном классе.

Русский язык в казахских классах:

  • 7 классы: фазы 3 и 4
  • 8 классы: фазы 4 и 5
  • 9 классы: фазы 5 и 6
  • 10 классы: нет фаз (все учащиеся идут на предмет «Язык и литература»)

Английский язык в казахских и русских классах:

  • 7 классы: фазы 2 и 3
  • 8 классы: фазы 3, 4 и 5 (если имеется достаточное количество учащихся, готовых обучаться на этой фазе)
  • 9 классы: фазы 4, 5 и 6 (если имеется достаточное количество учащихся, готовых обучаться на этой фазе)
  • 10 классы: только 5 фаза (и предмет «Язык и литература» для рекомендованных учащихся).

Если ученик(ца) достигает 6 фазу, он(а) может продолжить обучение в предмете «Язык и литература».  Переход из Основной школы в Дипломную Программу происходит согласно таблице непрерывного обучения МБ (см. Приложение 2). Причина, по которой ученикам предоставляется обучение предмету «Язык и литература» в английском языке в 10-ом классе является предоставление учащимся возможности выбора предмета «Язык А» по английскому языку в Дипломной Программе. У учеников сложится больше понимания о предмете и они будут лучше подготовлены к дальнейшему обучению. Целью школы также является предоставление такой возможности учащимся изучающих казахский язык в русских классах и намерение мотивировать учащихся достигнуть этих уровней.

Распределение учащихся по фазам: Учащимся назначаются фазы согласно рекомендациям учителя и/или диагностирующим тестам. В 7-ом классе разделение учащихся на фазы происходит до наступления осенних каникул в октябре для того, чтобы учителя могли поработать с учащимися и  могли максимально правильно определить фазы учащихся. В других классах рекомендации учителей и/или диагностирующие тесты будут проводиться в конце учебного года, которые определят фазы учащихся на следующий год. Этот процесс происходит в мае каждого года. После определения фаз, проводится анализ разделения классов. Учащиеся могут быть определены в другой класс, для того чтобы установить баланс в количестве учащихся в параллели. Родители и учащиеся будут проинформированы об изменениях в классах перед летними каникулами.

Передвижение по фазам: Обычно учащиеся передвигаются на одну фазу выше в каждом учебном году. Исключением, могут быть случаи, когда учащиеся испытывают сложности в своем обучении. В таком случае, учащиеся могут оставаться на той же фазе и в следующем учебном году, если такая фаза будет предложена. Например, учащийся 7-ого класса 3 фазы может остаться в 3 фазе в 8-ом классе, но учащийся 7-ого класса 2 фазы должен перейти в 3 фазу в 8-ом классе. Это минимальное ожидание, так как 3 фаза является самой низкой фазой, предлагаемой в 8-ом классе.

Могут быть случаи, когда учащемуся может быть рекомендовано перейти не на одну, а сразу на две фазы выше в следующем учебном году. Школа откроет еще одну фазу, если будет достаточное количество учащихся. Таким образом, одна параллель может быть поделена на три фазы, что означает, ученики могут быть вынуждены перейти в другой класс в параллели.

Передвижение по фазам не рассматриваются в течение учебного года. В редких случаях, когда возникает сильная необходимость, этот вопрос может быть оценен администрацией. Если изменения не возможны, учащийся останется на той же фазе. В 10-ых классах учащиеся не могут менять фазы в течение учебного года:

  • Английский язык между фазой 5 предмета «Овладение языком» и предметом «Язык и литература»
  • Казахский язык между фазами 5 и 6

в течение учебного года.

Обучение языкам в Дипломной программе

«Язык А»: Учащимся ДП рекомендуется при возможности изучать два предмета «Язык А». Это позволит учащимся получить двуязычный диплом.

Иностранным учащимся предоставляется предмет «Литература» на «самообучение». В 2017-2018 школа предоставляет «Испанский А литература». Возможности будут расширены при необходимости.

Все учащиеся вдобавок к языковым предметам в ДП также имеют возможность завершить национальную программу по предмету «Казахский язык» или «Русский язык», если они не выбрали эти предметы в ДП. 

 «Язык В»: предмет «Язык В» будет выборочным, если учащиеся не выбрали предмет «Язык А».

 Школа будет рассматривать вопрос о предоставлении дополнительных языков группы 2 (например, начальный французский, испанский) в связи с  расширением школы, для того чтобы содействовать многоязычию и обеспечить больше вариантов при выборе учащимися предметов. Мы будем  рассматривать это каждый год, чтобы оценить заинтересованность учащихся, имеющиеся ресурсы, а также позволяет ли расписание взять дополнительные курсы.

Язык инструкций

Язык инструкций по каждому предмету и классу распределен согласно таблице в Приложении 3 Язык инструкций.

Внедрение программы

В НИША цель трехъязычия будет поддерживаться следующим образом:

 1. Интегрировать не родные языки вне класса, в особенности на факультативных занятиях, таких как драма, хор, спорт и клуб книголюбов.

2. Международные учителя будут языковым ресурсом на уроке для помощи учащимся с разными языковыми навыками.

3. Обеспечивать подходящими информационными ресурсами на трех языках и делать акцент на использование аутентичных текстов среди материалов по изучению языков в школьной библиотеке и информационных центрах.

4. Обеспечить перевод важной школьной документации на трех языках.

5. Мотивировать преподавателей и учащихся на участие в конференициях, соревнованиях, семинарах зарубежом для изучения и практики английского языка.

6. Учителя языковых предметов, а так же учителя, которые имеют сертификаты с высокими результатами по знанию языков, будут обучать других учителей русскому, казахскому и английскому языкам. Иностранные учителя могут потребовать изучение русского или казахского языка в школе.

7. Школа будет поддерживать изучение родного языка учащимися разных национальностей. Мы учитываем индивидуальные нужды каждого учащегося и связываемся с соответствующими организациями и предлагаем учащимся посещать курсы по изучению родного языка. Учащиеся с языковыми нуждами будут определены в начале года и координатор языков будет работать с ними, чтобы составить план для поддержки их индивидуальных нужд (см. Языковой профайл учащихся в Приложении 4).

Роль участников

Все члены школьного сообщества, включая администрацию, преподавателей, учащихся и родителей, будут способствовать внедрению и реализации Языковой политики школы. Также как и МБ, мы поддерживаем принцип, согласно которому все преподаватели являются преподавателями языка, а также являются изучающими языки. Поэтому:

1. От всех учащихся и преподавателей школы ожидается ежегодное демонстрирование прогресса в изучении и использовании официальных языков школы.

2. В обязанность школы входит оказание поддержки сотрудникам в изучении языков и вознаграждение участников на ранней стадии процесса изучения языков.

3. Все преподаватели знают, что они являются преподавателями языков. Ожидается, что у местных преподавателей будут сертификаты IELTS и КазТЕСТ.

4. Всем преподавателям следует обратить внимание на языки в своих предметах через глосарий, список терминов на трех яхыках и т.д.

5. Родители оказывают всяческую поддержку в реализации языковой политики в школе, а так же поддерживают стремление учащихся к овладению тремя языками.

6. В школе ответы на обращения родителей и другие документы даются на государственном языке или на языке обращения.

  

 

Приложение 1. Передвижение по фазам в предмете «Язык овладения»

 

 

 Приложение 2. Пути континуума МБ

Фаза

   Основная Школа Год 5

Переход в Дипломную Программу

1-я фаза   

 

Ab базовый

2-я фаза

 

Ab базовый (в редких случаях)

Язык B СУ (стандартный уровень)

3-я фаза

 

Язык B СУ

4-я фаза

 

Язык B СУ /ПУ (повышенный уровень)

5-я фаза

 

Язык A СУ /ПУ

5-я фаза

Перед началом ДП курса каждому учащемуся рекомендуется пройти, по крайней мере, один семестр по программе «Язык и литература» в Основной Школе.

Язык A: СУ литература

Язык A: СУ язык и литература

Литература и постановка СУ

6-я фаза

Перед началом ДП курса каждому учащемуся рекомендуется пройти, по крайней мере, один семестр по программе «Язык и литература» в Основной Школе.

Язык A: литература СУ/ПУ

Язык A: язык и литература СУ/ПУ

Литература и постановка СУ

Пути континуума МБ (Организация МБ, 2017)

Приложение 2 показывает пути континиума МБ через Программу Основной Школы к обучению в Дипломной Программе по языкам. Это начинается в 5 год Основной Школы. «Студенты Программы Основной Школы, продвигающиеся к Дипломной Программе, будут расширять не только исследовательский и рефлексивный  подход к изучению языка, но также навыки мультиграмотности, которые они будут расширять на языковых курсах Дипломной Программы» (Организация МБ, 2017)

  

 

Приложение 3. Язык инструкций

Язык инструкцийНИША 2017-2018

 

 

Классыипредметы

7

8

9

10

11+12

Класс

Каз

Рус

Каз

Рус

Каз

Рус

Каз

Рус

Англ

I.

Язык A и B

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Казахский A

Каз

 

Каз

 

Каз

 

Каз

 

Каз

2

Казахский B

 

Каз

 

Каз

 

Каз

 

Каз

Каз

3

Русский A

 

Рус

 

Рус

 

Рус

Рус

Рус

Рус

4

Русский B

Рус

               

Рус

 

Рус

     

Рус

5

АнглийскийА

           

Англ

Англ

Англ

6

Английский B

Англ

Англ

Англ

Англ

Англ

Англ

Англ

Англ

Англ

II.

Математика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Математика

Каз

Рус

Каз

Рус

Каз /

Англ *

Рус /

Англ *

Англ

Англ

Англ

III

Науки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Биология

 

 

 

 

Каз /

Англ *

Рус /

Англ *

Англ

Англ

Англ

9

Физика

 

 

 

 

Каз /

Англ *

Рус /

Англ *

Англ

Англ

Англ

10

Химия

 

 

 

 

Каз /

Англ *

Рус /

Англ *

Англ

Англ

Англ

11

Науки

Каз

Рус

Каз /

Англ

Рус / Англ

 

 

 

 

 

IV

Гуманитарные науки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Всемирная история

 

 

 

 

Англ

Англ

Англ

Англ

Англ

13

История Казахстана

 

 

Каз

Каз

Каз

Каз

Каз

Каз

 

14

Социальные науки

Англ

Англ

Англ

Англ

 

 

 

 

 

15

Казахстан в современном мире

 

 

 

 

 

 

 

 

Каз

16

Экономика

 

 

 

 

Англ

Англ

Англ

Англ

Англ

17

ITGS

 

 

 

 

       

Англ

18

Каз. науки

Каз

Каз

 

 

 

 

 

 

 

19

География

 

 

Каз

Каз

Каз

Каз

 

 

 

V

Искусство и Дизайн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

ИЗО

Каз

Рус

Каз

Рус

Каз/ Англ *

Рус/ Англ *

Англ

Англ

Англ

21

Драма

Каз

Рус

Каз

Рус

 

 

 

 

 

22

Дизайн

Каз

Рус

Каз

Рус

Каз/ Англ *

Рус/ Англ *

Англ

Англ

 

VI

Физическая культура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Физическая культура

Каз

Каз

Каз

Каз

Каз

Каз

Каз

Каз

Каз

24

НВП

 

 

 

 

 

 

Каз

Каз

Каз

VII

Требования МБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

ТоК

 

 

 

 

 

 

 

 

Англ

* Все классы в параллели будут преподаваться полностью на английском языке, если будет достаточное количество англоговорящих учителей во всех классах.

В любом классе, может быть совместное преподавание с международным учителем, преподающим на английском языке.

Appendix4. Языковой профайл учащихся

Для заполнения учащимися:

Родной(-ые) язык(-и) и другие языки, которые вы знаете

(Родной язык – это язык, на котором вы говорите с рождения. У вас может быть больше одного родного языка. Родной язык не обязательно должен быть языком, которым вы владеете лучше всего).

Язык

Родной язык

Сколько вам было лет, когда вы начали учить язык

Если ваш родной язык не преподается в школе, хотели ли бы вы дальше развивать его?

Комментарии: Любая информация о том, как вы учили язык или его важность для вас.

Казахский

Да/Нет

Выберите: номера от 0 до 18

 

 

 

Русский

Да/Нет

Выберите: номера от 0 до 18

 

 

 

Английский

Да/Нет

Выберите: номера от 0 до 18

 

 

 

Выберите: киргизский, корейский, немецкий, украинский, узбекский, другой (укажите какой)

Да/Нет

Выберите: номера от 0 до 18

Да/Нет

Если да, то укажите какая поддержка необходима:

 

Учащийся должен иметь возможность добавлять строки для языков по мере необходимости

 

 

 

 

 

 

Должно быть выбрано из Outof7

 

 

Казахский

Русский

Английский

Другой: Испанский или французский (только ДП)

 

 

Уровень

Оценка за семестр

Годовая оценка

Уровень

Оценка за семестр

Годовая оценка

Уровень

Оценка за семестр

Годовая оценка

Уровень

Оценка за семестр

Годовая оценка

Июнь 2016

9 класс

Фаза x

x

x

Язык и лит.

x

x

Фаза x

x

x

 

 

 

Декабрь 2016

10 класс

Фаза x

x

 

Язык и лит.

x

 

Фаза x

x

 

 

 

 

Июнь 2017

10 класс

Фаза x

x

x

Язык и лит.

x

x

Фаза x

x

x

 

 

 

Декабрь 2017

11 класс

 

 

 

Язык A СУ

x

 

Язык В ВУ

x

 

 

 

 

Другое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:

Министерство юстиции Республики Казахстан. (2011). О Государственной программе   развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. Взято с http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1100000110

Интэрнэшнэл Бакаловреат Организэйшн. (2017). Лэнгуэдж акуизишн гайд. [Руководство Языка овладения]. Кардифф. Уэйлс. Интэрнэшнэл Бакаловреат Организэйшн. (на английском языке).